Форт Александр І в процессе реставрации, форт Пётр, зимние пейзажи Кронштадтских рейдов, подъём на смотровую площадку Западного маяка Ленморканала, форт Кроншлот и Николаевские маяки, Восточный маяк Ленморканала, Военный угол и Фридрихштадтский маяк, Кронштадтский маяк.
Фотограф: Олег Зырянов, пофортам.рф
Если повезёт с погодой, то очень красиво! Мы прокатились на аэролодке с фотоаппаратом, чтобы показать вам форты Кронштадта зимой во всей красе.
По гладкому льду до форта Александр всего пару минут!
Исторический момент — форт Император Александр І в лесах!
И это интересно не только тем, что в подобном виде форт был во времена своего строительства; но, и как оригинальное инженерное решение — леса на острове окружённом водой.
Наверное один из самых популярных вопросов у туристов — это «Почему форт Александр чёрный?». И здесь ещё видны чёрные подтёки (снизу и под лесами). Но уже к лету форт вычистят до первоначального состояния — как с картины Ивана Константиновича Айвазовского.
Форт Пётр I
Форт Пётр I
Такой красивый, тёмный лёд, в Кронштадте можно увидеть только во время становления или, как сейчас, таяния. И это достаточно небольшой промежуток времени для наблюдений.
Форт Император Пётр І аналогично форту Александр расположен на искусственном острове. Глубины у стен форта до 2,5 метров. Однако местами есть каменистые отмели.
Внутри башни три яруса галерей: первый ярус закрытый, находится чуть выше уровня воды и использовался как пороховой погреб; второй — это казематы с амбразурами под небольшие орудия; и третий, изначально открытый ярус обороны, сейчас выглядит как кирпичная постройка, самый светлый — там бы прекрасно вписалась картинная галерея или какая-нибудь экспозиция.
Кстати, аэролодка — это достаточно шумное судно и первое время находится в ней несколько страшно)) Однако спустя 10-15 минут шум перестаёшь замечать, к тому же, когда вокруг такие виды.
Главный Кронштадтский фарватер
Главный Кронштадтский фарватер
Внутри лодки достаточно уютно и совершенно не холодно (в салоне есть отопитель).
Здесь мы начали пересекать Главный Кронштадтский корабельный фарватер.
Днище лодки защищено специальной «чешуёй» из толстого эластичного пластика — обычный катер в таких условиях может быстро потерять «товарный вид».
Однако, крупные грузовые суда ходят круглый год. Хотя иногда и пользуются услугами ледоколов.
Контейнеровоз проходит знаменитую «узкость» между Кронштадтом и фортом Кроншлот.
Западный створ маяка Ленморканала
Западный створ маяка Ленморканала
Двигаемся к Западному створному маяку Ленморканала. Его современное название несколько другое: Задний створный маяк Морского канала Санкт-Петербурга. Но, мне больше нравится прежнее :)
Интересная штука похожая на радиоприёмник на «торпеде» аэролодки на самом деле печка работающая от прикуривателя.
С аэролодками не всё так просто и есть нюансы, например, во время стоянки.
Дело в том, что во время движения днище лодки «разогревается» и при остановке подтаивает под собой лёд. Если стоянка будет достаточной продолжительной, то лодка может примёрзнуть. Чтобы этого не случилось есть хитрость: 1. это переодически двигать лодку из стороны в сторону; 2. оставлять лодку на возвышении чтобы влага стекала вниз.
1914 год... Начало Первой Мировой войны и модный в то время модерн в стиле шрифта. Мурашки бегут по коже когда представляешь сколько зим и лет пережил этот маяк у Кронштадта.
Дверь оказалась открыта...
Вид из иллюминатора маяка. На горизонте слева форт Павел І. Его мы обошли стороной.
Сверху, аэролодка кажется даже меньше легкового автомобиля. Однако её длинна более 6 метров.
Вид на северо-запад: форт Александр І, порт Бронка и дамба.
Смотровая площадка на высота 43 метров.
Конечно, сверху лёд выглядит потрясающе! Невероятная детализация и каждый «пазл» кажется идеальным по композиции.
Вот тут здорово виден Морской канал Санкт-Петербурга! Собственно это и есть та дорога, которую «освещает» этот маяк и его Передний створ с красной верхушкой :)
Кстати, от маяка на котором мы находимся до «Большого порта Санкт-Петербург» ровно 27 километров.
Юго-восточная оконечность Кронштадта. На ней находится здание бывшей метеостанции, маяк Фридрихштадтский (его плохо видно, но он на самом углу) и маяк Кронштадтский — самый высокий маяк в Кронштадте (53,5 метра).
На горизонте Васильевский остров и Западный Скоростной Диаметр.
Сразу две доминанты: в Кронштадте это опоры буровой платформы (132 метра) и в Петербурге башня Лахта центра (462 метра).
Платформа находится на ремонте в Кронштадтском Морском заводе.
Тут много всего: знаменитый форт Кроншлот и Николаевские маяки, батарея Меншикова, корабль-музей «Беспокойный», средняя гавань и город Кронштадт.
Купеческая гавань и Морской собор.
Форт Александр и тот «тернистый» путь через фарватер который мы преодолели на аэролодке.
Всё, спуск на землю. На переднем плане шпунты которыми укрепили фундамент маяка в советские годы. Кстати, в то время в Кронштадте были проведены серьёзные гидротехнические и реставрационные работы: переложили исторические стены гаваней Кронштадта, подвели под них современный фундамент и скрепили шпунтом. В общем, очень серьёзный объём работ который до сих пор остаётся непревзойдённым, но востребованным.
Идём дальше.
Створные маяки Николаевские
Створные маяки Николаевские
Практически на одной линии! То есть, именно так они и действуют: передний створ ставишь под задний и идёшь, пока не появится следующая пара створов.
Нижний створ Николаевского маяка (не действующий)
Нижний створ Николаевского маяка (не действующий)
Так же створ интересен конструкцией башни и фонарного сооружения. Этот маяк проектировали как «два в одном»: за счёт трубы, свет маяка имел очень узкий сектор обзора и, благодаря этому, увидеть его можно было только находясь на фарватере.
Конечно, найти такой створ в режимное время было не так просто.
Верхняя створа Николаевского маяка
Верхняя створа Николаевского маяка
Очень красиво играет низкий петербургский свет!
Тень от Нижней створы Николаевского маяка на стенах батареи Николаевская (1863 год).
Верхний створ Николаевского маяка (не действующий)
Верхний створ Николаевского маяка (не действующий)
Расположен на полубастионе форта Кроншлот.
Когда-то, задолго до строительства маяка, за бруствером этой стены стояли пушки.
Восточный створ маяка Ленморканала «Пьяный маяк»
Восточный створ маяка Ленморканала «Пьяный маяк»
В основном снимаю на малом ходу и в движении. Но, часто прошу Александра, капитана аэролодки, об остановках, чтобы точнее скомпоновать кадр :)
Подошли к маяку.
Ледовая проводка у Кронштадта: Ледокол и сухогруз идут по Морскому каналу в сторону порта Петербурга.
Маяк полностью автономный и питается от аккумуляторов, которые получают подзаряд от солнечных батарей.
Любимая фотография в этой серии))
Стены гаваней Кронштадта и маяки
Стены гаваней Кронштадта и маяки
Вот тут уже заметен Фридрихтадтский маяк о котором писал ранее (небольшая башня на стенке) и, справа, створный маяк Кронштадтский (самый высокий в Кронштадте).
Маяк «Фридрихштадтский»
Маяк «Фридрихштадтский»
Считается самым старым действующим маяком на территории Кронштадта — работает с 1865 года!
Створный маяк «Кронштадтский»
Створный маяк «Кронштадтский»
Створ работал в связке с Николаевскими маяками с 1915 года до середины нулевых! Позже, кронштадтский фарватер сместили и теперь маяк погашен.
В Кронштадте это самый высокий створный маяк: 53,5 метра. Был построен той же компанией, что и маяки Ленморканала — «Пьяный» и его верхний высокий створ.