История форта «Император Пётр I»
Форт Пётр I один из немногих недоступных фортов Кронштадта. Его территория — это отгороженный от посторонних колючей проволокой режимный объект на котором несёт вахту часовой.
Совсем недавно казематы форта использовались как склады минно-трального снаряжения. На причалах открытых глазу и сейчас можно видеть похожие на маленькие подводные лодки выпотрошенные электромагнитные тралы. Ещё раньше на форту находилась толозаливочная мастерская.
От острова Котлин к форту Пётр I идёт дамба с расположенной на ней узкокалейной дорогой. Пожалуй, это единственное место в Кронштадте, где сохранилось железнодорожное полотно.
Кстати, в Кронштадтской крепости общая протяженность железнойдороги составляла 45 километров! Это был самый безопасный способ перемещения взрывчатых веществ.
Летом посмотреть на форт Пётр I можно с воды. Зимой — дойти до него по льду. Но это опасно — всего в 200 метрах от форта проходит действующий круглый год фарватер. Поэтому лучше дождаться сезона и с комфортом без риска добраться до форта по воде.
А пока, предлагаем посмотреть форт Император Пётр Первый на фотографиях и узнать его героическую историю не выходя из дома.
Это продолжение истории про Кронштадтские форты. Предыдущая статья посвящена первому русскому форту «Кроншлот».
Так же читайте следующую часть истории о Кронштадтской крепости — форт Император Павел I «Рисбанк»
Содержание
Форт Пётр I и другие Южные форты: вид со спутника
Форт Пётр I на карте
- Николаевская батарея (Форт Кроншлот);
- Форт Император Пётр I (Цитадель);
- Форт Император Александр I (Чумный);
- Форт Император Павел I (Рисбанк);
- Батарея Князь Меньшиков;
- Форт Великий Князь Константин;
- Форт Южный №3 Князь Меньшиков;
- База торпедных катеров «Литке»;
- Казематированные склады боеприпасов;
- Гавани Кронштадта;
- Судопропускное сооружение С-1 «Морские ворота».
Схема расположения построек на форте Пётр I
- Полубашня с двух-ярусной обороной: 24 орудия;
- Оборонительная стена: 30 орудий;
- Котельная;
- Пристань форта;
- Закрытая от всех ветров гавань;
- Дамба к форту (узкоколейная железная дорога);
- Внутренний двор;
- Остатки оборонительной стены.
Форт «Цитадель»
В августе 1721 года кончилась, наконец, долгая и кровопролитная война со Швецией. Радость была великая… А уж в Кронштадте радовались вдвойне: уж теперь-то наш государь царь-батюшка поостынет манень-ко… Шутка ли, чего наворотили тут… Одних укреплений сколько. А на них 179 орудий! Во “дадут”, если кто сунется, не дай, Господи…
Однако тревожно вглядывался в морскую даль, белевшую множеством парусов, царь Петр Алексеевич: шведов утихомирили, но сколь надолго? Английского флота в прошлом году не испугались, встретили бы как надо. Кого же еще ждать в “гости”? Ох, Южный фарватер, Южный фарватер — корабельный ход! Да ведь он не имеет собственной своей обороны!
Так, в четырех верстах от острова Котлин, встал на ряжевом основании деревянный форт Цитадель. Он встречал вражеские корабли еще на пути к форту Кроншлот и был в состоянии не только расстроить боевой порядок любой эскадры, но и бить по мачтам, палубам и в борта неприятельских судов. Всего за один только год была возведена громада этого форта… И на торжестве освящения его царь Петр Алексеевич осушил не одну чарку.
И долгое время несли свою вахту два морских богатыря на самом главном фарватере России. Лишь во второй половине XVIII века оборона Южного фарватера была усилена новыми укреплениями. Из них, Зацитадельная батарея и Двухэтажная Южная, находились между фарватером и островом Котлин.
И вместе с фортом Цитадель составляли одну боевую шеренгу, а форт Рисбанк был вынесен за фарватер и держал оборону подступов к нему.
Все эти укрепления были деревянными и возводились на искусственных островах. На вооружении каждой батареи состояли пятипудовые мортиры и единороги, самые крупные и самые совершенные орудия того времени.
В 1818 году на форту Цитадель было 120 орудий, на Зацитадельской батарее — 24, на двухэтажной Южной — 49, на форту Рисбанк — 79. Большая сила! Но, тем не менее, в Военном ведомстве, разрабатываются планы перестройки этих укреплений в каменные.
Наводнением 1824 года всем укреплениям Кронштадтской крепости был причинен колоссальный ущерб. Около двух тысяч одних только пушек было сорвано со своих мест, разбито, повреждено и унесено морем. Все пришлось начинать с начала. И эта работа была выполнена. Но продолжалась она тридцать лет!
Форт Император Пётр I в камне
Модернизация форта Цитадель была поручена крупному военному инженеру Л. Л. Карбоньеру (1770-1836). Родом он был из франции, но воспитывался в России, где и прожил всю жизнь. В бытность генерала Карбоньера директором Строительного департамента по морской части, под его руководством, кроме форта Цитадель, был построен крытый эллинг в Новом Адмиралтействе.
17 сентября 1833 года обновленный форт Цитадель вступил в строй, получив и новое имя — форт Император Петр Первый. Теперь он был каменным и состоял из трех полубашен с двухъярусной обороной. Нижняя часть полубашен была из гранита, а верхняя — из плитного камня. Полубашни соединены между собой оборонительными стенками. В казематах форта размещалось 34 орудия, на полубашнях — по 24, а на оборонительных стенках было по 20 орудий. Внутри форта имеется гавань с двумя воротами и двумя разводными мостами. Первым командиром форта Император Петр Первый был назначен подполковник Бычков.
Перед началом Крымской войны (1853-1856) Южный фарватер обороняли форты: Император Петр Первый (Цитадель), Император Александр Первый (Зацитадельская батарея), Великий Князь Константин (Двухэтажная Южная батарея), Император Павел Первый (форт Рисбанк). Кроме них на восточной стенке Купеческой гавани появилась четырехэтажная казематированная батарея Светлейший Князь Меншиков. И все эти укрепления были вооружены хотя и гладкоствольными, но орудиями самого большого калибра.
15 марта 1853 года Англия и Франция объявили России войну. И в Финский залив направлена была Соединенная эскадра под началом адмирала Нэпира, с целью захватить Кронштадт, нанести удар по международному престижу России, сокрушить ее морское могущество, и тем самым оказать помощь своим войскам под Севастополем.
На прощальной церемонии адмирал Нэпир заверил всех, что в этом боевом походе он не видит ничего особенного и что он, позавтракав в Кронштадте, обедать будет уже в Петербурге. И слова эти были встречены восторженными аплодисментами присутствующих. Однако, к чести адмирала Нэпира, следует заметить, что он, когда перед ним бесстрашно предстали грозные, величественные каменные исполины Кронштадта, сразу же отказался от мысли идти на прорыв, за что был отстранен от должности и осмеян всей Европой. В письме домой он написал: “Я был под Кронштадтом. В жизни не видел я ничего подобного…”.
Только потом узнал адмирал Нэпир, какой был приготовлен тогда ему сюрприз у гранитных стен сурового Кронштадта: подводные мины, изобретенные академиком Б.С. Якоби.
Эти мины представляли собою небольшие конусы из железа, наполненные порохом. Их ставили на якорь в нужном месте, на определенной глубине. Взрыв пороха происходил от удара мины о корпус корабля. Новое страшное оружие — подводные мины предназначались “для истребления и потопления больших неприятельских кораблей”. Всего было устроено тринадцать Линий защиты, с использованием 1865 мин. Это был первый опыт массового использования минного оружия в целях обороны.
Тайна Кронштадта обнаружилась на следующий год, когда вновь явилась в Финский залив еще более мощная эскадра союзников, в составе которой были новые корабли, специально построенные для штурма Кронштадта и десант для высадки на остров Котлин, в составе двадцати тысяч человек. Возглавлял эту эскадру адмирал Дондас.
8 июня 1855 года четыре английских парохода, в целях рекогносцировки приближались к минному полю, в районе Толбухина Маяка. Грянули взрывы. И два судна получили довольно значительные повреждения. Выловив несколько железных конусов и узнав, что это такое, моряки Соединенной эскадры впали в ужас и наименовали русскую новинку ‘‘адской машиной”. Осенью эскадра адмирала Дондаса, покрутившись в Финском заливе, отбыла восвояси.
А изготовление подводных мин продолжалось. И сами они совершенствовались. Появились и самодвижущиеся мины (торпеды) и началось оснащение кораблей минным оборудованием и принадлежностями. А на форту Император Петр Первый устроена была минная мастерская и склад военного имущества, которые находились в ведении Минной части флота при Морском Техническом Комитете.
Весной 1874 года был организован Учебно-минный отряд Балтийского флота, с минным офицерским классом и своей торпедной мастерской. Вскоре Минная и Торпедная мастерские были объединены в одно флотское предприятие, где занимались ремонтом, снаряжением и хранением предметов минно-торпедного оружия. Сюда же вошло все военное хозяйства, находившееся в помещениях бывшего форта Император Петр Первый и с этих пор называвшегося просто форт Петр.
Форт Пётр I в годы Великой Отечественной Войны
Фортпетровцы работали и на севере, и на Тихом океане, где создавались ремонтные базы для новых советских флотов. И Краснознаменный Балтийский флот стал пополняться более современной боевой техникой. Перед работниками флотского предприятия встала задача — осваивать достижения военно-морской науки.
1 января 1939 года Кронштадт был объявлен Главным военным портом Краснознаменного Балтийского флота. И тут же началась Вторая мировая война.
Значение Кронштадта в деле защиты северо-западных морских границ Советского Союза еще более возросло. Понимая это, с огромным подъемом работники флотского предприятия трудились, чтобы грозное вооружение, приготовленное ими к бою, были надежным подспорьем балтийским морякам.
А когда у Советского Союза появились базы в Прибалтике, для боевого приготовления торпед, ремонта тралов и вооружения кораблей — посылались в пункты базирования бригады Флотского предприятия, укомплектованные лучшими представителями трудового коллектива. С честью завершив годовую программу, фортпетровцы с хорошим настроением встретили новый 1941 год.
Тревожные предчувствия оправдались. 22 июня 1941 года на рассвете фашистская авиация обрушила свои удары на многие советские города, в том числе и на Кронштадт. А сухопутные части перешли границу нашей Родины от Белого моря до Черного. На форту Петр закипела круглосуточная работа: готовились мины, снаряды, торпеды, тралы и все остальное, что требовалось. Уже на следующий день началась постановка дополнительных минных заграждений в устье Финского залива.
В течение первой военной недели было выставлено 3300 мин, и на этих минах только в 1941 году погибло 17 германских и 3 финских корабля. Одно задание командования следовало за другим. Бывали дни, когда фортпетровцы готовили и подавали на торпедные катера и подводные лодки по несколько десятков торпед в день. Кроме этого, осуществлялся и ремонт стрелкового оружия.
Почти все рабочие и служащие форта Петр состояли в формированиях МПВО (местная противовоздушная оборона) находились на казарменном положении. После того, как были отбиты все вражеские штурмы, вдруг выяснилось, что в Ленинграде совершенно нет пороха. И тогда взоры всех обратились к Кронштадту: только там и можно было найти и порох, и другие взрывчатые вещества. И было их достаточно в кладовых форта.
В ночь на 27 сентября 1941 года караван барж прибыл в гавань форта Петр. Погрузка заняла всего лишь несколько часов. К утру караван под носом у немцев, сидевших на Петергофском берегу, тихо проследовал к месту назначения. Все окончилось благополучно. Но участники этого рейса сошли на берег в таком стрессовом состоянии, что многие из них за одну эту ночь поседели. Вторым рейсом, 5 октября 1941 года, в Ленинград было доставлено еще больше взрывчатых веществ, и ленинградская промышленность стала давать фронту пули, мины и снаряды.
Между тем началась осада. 15 ноября 1941 года в Кронштадте прекратилась подача электроэнергии. Отключен был и водопровод, не стало тепла. Но корабли, катера и подводные лодки бесперебойно снабжались всеми видами оружия и вооружения.
В декабре 1941 года усилилась контр-батарейная борьба. Расход артиллерийского запаса кораблей и фортов составил за один лишь месяц 127474 снаряда!
В летне-осеннюю кампанию 1942 года три эшелона подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота прорвались в центр Балтики. И торпедами, и снарядами,приготовленными золотыми руками кронштадтских рабочих, наши моряки уничтожили 62 транспорта и боевых корабля противника.
22 декабря 1942 года была учреждена медаль “За оборону Ленинграда”. Почти все работники форта Петр удостоились этой награды.
В эти дни, дни нечеловеческих испытаний, фортпетровцы жили и работали одной семьей вместе с Ленинградом, вместе со страной. С неизъяснимым ликованием было встречено известие о прорыве блокады Ленинграда. На митингах и собраниях люди форта Петр обещали друг другу еще лучше и упорнее трудиться во имя Победы. И стало больше на форту двухсотников и трсхсотников (так назывались труженики, выполнившие 200 и 300 процентов нормы). Неоднократно коллектив был победителем в соцсоревновании, занимая первые места среди родственных предприятий.
Летом 1943 года Ленинград и Кронштадт подвергались ожесточенным налётам фашистской авиации и артиллерийским обстрелам врага.
Но, несмотря на это, кронштадтские службы снабжения флота оружием не снижают темпов своей работы. Вот что записал в своем дневнике известный писатель Всеволод Вишневский: “17 июня 1943 года. Видел товарищей с Бригады торпедных катеров. Они активно действуют по закупорке баз противника: минируют фарватеры к Котке, Нарве и пр. От Биорке противника как будто отвадили. За 12 дней мая поставили столько мин, сколько ставили за всю кампанию 1942 года”.
Незабываемые дни пережили фортпетровцы в январе 1944 года. Подлый, коварный, сильный и злой враг был разгромлен и отброшен от стен Ленинграда! Ради этого можно было вытерпеть все.
Но боевые действия продолжались. 30 июля 1944 года в районе Линии дозора, была потоплена фашистская подводная лодка “U-250“. После того, как лодка была поднята со дна моря и доставлена в Кронштадт, работникам Флотского предприятия было поручено разоружить фашистское чудовище. Это сделали Б.А. Федоров и А.Г. Котов, под руководством профессора О.Б. Брона и капитана 3 ранга С.Т. Баришпольца.
С риском для жизни они сумели разгадать немецкую хитрость, узнать тайну самонаводящейся торпеды “Т-5“. Этот факт имел международное значение, так наши союзники по борьбе с фашизмом были очень заинтересованы в получении сведений об этом секретном оружии германского военно-морского флота.
С удалением от Ленинграда линии фронта огневая поддержка наших войск была возложена на морскую железнодорожную артиллерию, продвигавшуюся вместе с ними и на отряд канонерских лодок (небольшой корабль предназначенный для ведения боевых действий на озёрах, реках и в морских прибрежных зонах).
Кроме этого корабли и катера КБФ (Краснознаменный Балтийский флот) решили сложную задачу по обеспечению базирования флота и безопасности плавания в восточной части Финского залива, переполненного минами, как своими, так и чужими.
Разгромив фашистские войска в Прибалтике, советские вооруженные силы сделали возможным начать воссоздание военно-морских баз КБФ в портах Балтийского моря.
Последней боевой задачей тружеников флотского предприятия в Великой Отечественной войне было обеспечение безопасности плавания по Северному шхерному фарватеру до Котки и по Южному — до Таллина. С сентября 1944 года по май 1945 года по этим фарватерам прошло около 1000 судов.
Новый 1945 год принес счастье победы. Это был год окончательного разгрома фашистской Германии. 30 апреля 1945 года было водружено Знамя Победы над поверженным Рейхстагом, а 1 мая 1945 года в Кронштадте отменили затемнение. Впервые, за последние годы, уличные фонари, витрины магазинов и окна квартир осветились радостными огнями. Зажгли свои огни маяки Кронштадта. И над фортами появилось сияние: там продолжалась работа.
В День Победы, 9 мая 1945 года, была учреждена медаль “За победу над Германией в Великой Отечественной в нс 1941-1945 гг.”. Была она вручена в торжественной обстановке и коллективу, трудившемуся на форту Петр, вся продукция которого безотказно действовала в боях. Командование Краснознаменного Балтийского флота, личный состав надводных и подводных кораблей неоднократно выносили сердечную благодарность фортпетровцам за высокое качество ремонта и приготовление оружия и вооружения.
Отпраздновав победоносное окончание Великой Отечественной войны, рабочие и служащие форта Петр принялись за восстановление своего хозяйства, и за совершенствование производственной базы. И трудились также самоотверженно, по-петровски, как они это делали всегда.
Без малого три столетия держит оборону своего участка форт Петр. Его стены одеты в желтый и красный камень. Три полубашни, соединенные оборонительными стенками. Спокойно глядит он на мир глазами своих амбразур. Вот все, что могут сказать про этот форт непосвященные. Но если бы было известно, что связано с фортом Петр, и если бы не был он назван именем Петра Великого, то, наверное, в народе прозвали бы его “Форт Золотой”.
Читайте продолжение истории о форте Император Павел I «Рисбанк» — крупнейшем морском форте мира с трагической судьбой.