Зимняя аэро-экскурсия к фортам и маякам Кронштадта
Холодные зимние пейзажи Кронштадтских рейдов, абстракции из льдин.
Форты Александр І, Павел І, Кроншлот; маяки Николаевские и Морского канала Санкт-Петербурга.
Фотограф: Олег Зырянов, пофортам.рф
Небольшая зимняя фото-экскурсия к фортам и маякам Кронштадта.
Посмотрим с воздуха на створные маяки Кронштадтские, Задний створный маяк Морского канала Санкт-Петербурга, ледостав на Большом Кронштадтском рейде и Каботажной гавани, а так же форты Павел І и Александр І (он же Чумный).
Высота 250 метров. На фото: очерченная льдинами линия — это Каботажная гавань, слева и вверху — форт Кроншлот и частично справа — Большой Кронштадтский рейд.
Пазл из льда в Каботажной гавани Кронштадта
Этот пазл нужно собрать к середине января.
Мозаика из льда в Каботажной гавани Кронштадта
Хорошо видна граница гавани, защищённой от волн подводной каменной грядой...
Трещины и промоины на Кронштадтском льду
Искусственный мол находится в нескольких сантиметрах от поверхности воды.
Поэтому летом сюда часто приходят катера и яхты, чтобы оставить на память трещину в корпусе или, как сувенир, помятый о камни винт.
Важно перед путешествием хотя бы мельком ознакомиться с глубинами в неизвестном районе плавания.
Створный знак БКР
Передний створный знак Большого Кронштадтского рейда и правее — корабельный фарватер.
Вообще морское движение здесь довольно оживлённое круглый год. Но, как на зло, по близости нет ни одного судна.
Кронштадтский створный знак во льдах
Высота створного знака 16 метров.
Дальность видимости 6 миль.
Характеристика огня — проблесковый красный.
На горизонте справа — форт Пётр І, слева форт Александр І.
Передний створ БКР
Тот же створ, только сверху.
Буй в Кронштадте
Зелёный буй — правая сторона фарватера.
Но как понять какая сторона правая? Дело в том, что навигационные знаки размечают со стороны моря. То есть буй будет справа, если за спиной море. Ну и надо понимать — где вообще это море находится))
Кстати, цифры и буквы на буях размечаются по той же системе.
Маяки Кронштадта зимой
С 1891 года в любой сезон Нижний Николаевский створ встречает корабли, заходящие на рейды Кронштадта. Даже не смотря на то, что ещё в 1915 году этот маяк был погашен и выведен за штат.
Так и стоит без дела более ста лет :(
Николаевский маяк зимой
Створ установлен на фундаменте бывшего здесь когда-то бастиона форта Кроншлот.
У самого маяка имелась гранитная набережная, но, как и бастион, за долгие годы она была разрушена стихией.
Башня маяка крупным планом: вид сверху и справа
В трубу можно рассматривать проходящие мимо корабли.
А так же, если установить внутрь маяка фонарь, показывать направление на старый корабельный фарватер.
Труба эта называется — бленда.
Башня маяка крупным планом: вид сверху и слева
За счёт этой бленды угол видимости огня маяка был довольно узкий, и потерять такой ориентир в тёмное время суток очень легко.
Можно представить, как сложно было ориентироваться в то время морякам. Ведь кроме маячных башен на рейде было полно мачтовых судов, которые запросто могли закрыть собой створ маяков.
Маяк Николаевский зимой: вид сверху
Интересный момент: под водой хорошо видны торчащие из дна сваи.
Вблизи они производят сильное впечатление, так как длинна их достигает до десяти метров и более.
Вероятно предназначались они для сдерживания ледяных торосов — чтобы защитить деревянные бастионы от находа льда.
Верхний створ Кронштадтского маяка
Верхний створ «Кронштадтского» маяка.
Он же до 1864 года Николаевский створный маяк. Указом императора Александра II от 13 июня 1864 года Николаевские маяки были переименованы
в Кронштадтские. Но название не прижилось, и их и по сей день называют Николаевскими.
Зимние пейзажи в Кронштадте
Мелководье у стен форта Кроншлот.
Летом тут всё зарастает тростником, гнёздами уток, и вообще тут довольно живописно.
Бакены у Кронштадта зимой во льдах
Ещё один всесезонный буй — обмерзание и ледоход ему нипочем!
Маяки Кронштадта зимой
Западный или задний створ Морского канала Санкт-Петербурга.
Технические характеристики:
Высота 42,8 метра.
Дальность видимости проблескового красного огня 13 миль.
Построен датской фирмой «Христиани и Нельсон» в 1914 году.
Фирма эта построила в Кронштадте три маяка, затем уехала строить мост в Карелию.
Маяки Кронштадта зимой
Маяк полностью автономный.
Светодиодный фонарь работает от аккумуляторных батарей, заряжающихся от солнечных панелей.
Верхушку маяка венчает шпиль с указателем сторон света.
Зима, маяк в Кронштадте: вид сверху
Остров под маяком искусственный. В советское время был укреплён металлической шпунтовой сваей.
Тогда же на маяке был установлен РИТЭГ (радиоизотопный источник электроэнергии). Грубо говоря, маяк был атомный и мог бесперебойно работать десятилетиями.
Однажды в Ленинградской области был разграблен створный знак с таким же топливом. Однако, радиоактивный элемент был вскоре найден на автобусной остановке. Видимо грабители, не выдержав радиоактивный фон в 1000 рентген, уехали на маршрутке за более лёгкой наживой.
Ещё тут интересно складками собирается шуга — рыхлый лёд.
Вид на зимние форты Кронштадта сверху
Большой Кронштадтский рейд как на ладони :)
На первом плане красная башенка — это форт Павел І.
Дальше — Створный маяк Морского канала, форт Кроншлот и Кронштадт.
Форт Павел І зимой в пасмурную погоду
Руины когда-то крупнейшего форта в Кронштадте — форта Император Павел Первый.Подробнее о форте Павел.
Ива у форта Павел зимой
Пейзаж с ракитой на берегу форта Павел.
Летом развалины форта крайне живописны и опасны для неопытного судоводителя.
Лёд и форт граф Милютин
Снежно-ледяные абстракции.
На горизонте виднеется форт Граф Милютин.
Форт Александр І зимой
«А это — форт Александр, или попросту Чумный!»
(Фраза из художественного фильма «Порох»).
Зимний вид сверху на форт Александр І во льдах
Прекрасный пример круговой обороны.
Под водой можно заметить каменное основание, возведённое вручную за четыре года.
Фундамент форта Александр І стоил казне 1,5 миллиона рублей золотом, и это была наиболее трудоёмкая часть работ.
Форт Александр І зимой
На этом пока всё. Надеюсь, что в следующий раз посмотрим на форты и маяки в солнечную погоду! ;)