С развитием парового флота, естественные фарватеры Санкт-Петербурга, оказались мелки для крупных глубокосидящих пароходов.
Возникла необходимость в глубоководном фарватере и новых навигационных знаках.
История створного маяка Морского канала Санкт-Петербурга
В первые десятилетия после основания Петербурга наиболее оживленными пунктами морской торговли были: Стрелка Васильевского острова при разветвлении Невы на два рукава — Большую и Малую Неву и левый берег Невы выше разветвления, где река образует крутое колено, поворачивая с юга на запад. Здесь были построены склады, амбары и пристани. Позже порт перенесли в юго-западную часть города, в районы Гутуевского, Вольного, Турухтанных островов.
Морские суда подходили к пристаням по естественным фарватерам. Однако во второй половине XIX века, с развитием парового флота фарватеры оказались мелки для крупных глубокосидящих пароходов, и грузы приходилось перегружать в Кронштадте на мелкосидящие суда. Естественно, это приводило к большой потере времени и удорожанию стоимости товаров. Поэтому в 1874 — 1875 годах от внешнего рейда Кронштадта до морского порта был сооружен искусственный глубокий фарватер — Морской канал протяженностью 32 км.
Открытие канала состоялось 14 мая 1885 года в присутствии императора Александра III.
Вначале он ограждался створными знаками из деревянных треугольных щитов с белыми огнями, а в 1914 году на оси фарватера были сооружены два классных маяка: Передний и в 1,1 мили от него Задний. Передний маяк (восточный) расположен на северной оконечности Ораниенбаумской отмели и представляет собой восьмигранную башню высотой 21,8 метр с белой вертикальной полосой, а Задний (западный) — восьмигранную башню высотой 42,8 метра с черными и белыми горизонтальными полосами. Оба маяка работают автоматически, обозначая створ 111,8 — 291,8 градуса. Оба створа светят красным проблесковым огнём — Передний створ на 12 миль, Задний на 13 миль.
Во время Первой мировой войны в Морском канале затонуло около тысячи различных судов, судоходство по нему прекратилось, маяки бездействовали. В 1918—1923 годах канал был полностью очищен и восстановлен, вновь зажгли свои огни и маяки.
Во время Великой Отечественной войны гитлеровцы подвергли Морской канал и маяки бомбежкам и артобстрелам. Оборону их осуществляла Ленинградская военно-морская база. После войны канал и маяки восстановили и реконструировали.
Ежегодно по Морскому каналу, руководствуясь огнями створа, проходит до 8 тысяч судов. Маяки находятся в ведении Морского торгового порта.
В сезон открытой воды, Створный маяк Морского канала Санкт-Петербурга, можно увидеть с воды в рамках экскурсии Маяки Кронштадта.
Фотографии cтворного маяка Морского канала Санкт-Петербурга
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Маяки Кронштадта
Кронштадт: маяк морского канала зимой
Очередная прогулка по льду Финского залива. На этот раз к, известному в последнее время, Западному створу маяка Морского канала.
Кронштадт: маяк морского канала зимой
О входе внутрь маяка не было и мысли. Так как ещё летом на двери маяка был повешен массивный замок.
Кронштадт: маяк морского канала зимой
Однако на месте оказалось, что замок в очередной раз выломан. Причём с серьёзными повреждениями для двери. Печально, но есть любители маяков которые идут на любые меры ради своей цели.
Кронштадт: маяк морского канала зимой
Маяки КронштадтаКронштадт: маяк морского канала зимой
Дальность видимости огня 12 морских миль.
Кронштадт: маяк морского канала зимой
Современный фонарь. Цвет: белый. Светит красным...
Маяки КронштадтаКронштадт: маяк морского канала зимой
Дверь на смотровую площадку тоже выломана.
Кронштадт: маяк морского канала зимой
Не действующий.
Кронштадт: маяк морского канала зимой
На горизонте руинированный форт Павел І.
Кронштадт: маяк морского канала зимой
Форт Крншлот.
Кронштадт: маяк морского канала зимой
Изморозь.
Кронштадт: маяк морского канала зимой
Кронштадт: маяк морского канала зимой
Думаю, что это стекло может быть полностью покрыто инеем.
Кронштадт: маяк морского канала зимой
Вероятно монтажные ручки.
Кронштадт: маяк морского канала зимой
Штормовое остекление.
Кронштадт: маяк морского канала зимой
Кронштадт: маяк морского канала зимой
Направлен в сторону порта Ораниенбаума.
Маяки КронштадтаКронштадт: маяк морского канала зимой
Интересно зачем здесь эта прорезь?
Кронштадт: маяк морского канала зимой
В целом маяк находится всё в том же состоянии, что и летом 2014 года. Тогда на маяке проходил косметический ремонт и нам удалось подойти и, познакомившись с рабочими, осмотреть маяк.
Кронштадт: маяк морского канала зимой
На смотровой площадке установлен ещё один фонарь.
Кронштадт: маяк морского канала зимой
В задачу входила пейзажная съёмка маяка при редком, в последние недели, свете зимнего заката.
Кронштадт: маяк морского канала зимой
Конечно, летом у подножия маяка совершенно другое настроение. Приятный шелест волн и лёгкий тёплый ветер позволит расслабиться и забыть о городском шуме и суете.
Маяки КронштадтаКронштадт: маяк морского канала зимой
Кронштадт: маяк морского канала зимой
Кронштадт: маяк морского канала зимой
Постараюсь и в этом сезоне выбрать погоду и прийти на катере к этому маяку. Рано утром чтобы застать в тишине рассвет или отдохнуть после рабочего дня и насладиться закатом.