Фридрихштадтский маяк

Самому старому маяку на территории современного Кронштадта в этом году исполняется 165 лет. Сегодня этот скромный трудяга остаётся в тени других «самых-самых» маяков Кронштадта, известных не только нашим горожанам.
Маяк Фридрихштадтский

На переднем плане: маяк Фридрихштадтский. На заднем: Задний Кронштадтский маяк.

Самому старому маяку на территории современного Кронштадта в этом году исполняется 165 лет. Сегодня этот скромный трудяга остаётся в тени других «самых-самых» маяков Кронштадта, известных не только нашим горожанам.

Так, маяк Толбухин известен всему миру. К его появлению приложил руку ещё Великий Пётр. Современную башню маяка построили на искусственном острове на котлинской гряде в 1810 году по проекту двух других гениев России: реформатора маячного дела Леонтия Спафарьева и архитектора Андрияна Захарова.

Маяк Толбухин. Подробнее…

Пятую строчку в списке самых высоких сооружений Кронштадта (54 метра) занимает «маяк на Военном углу» — Задний створ Кронштадтских маяков, возведенный в 1915 году датской фирмой «Товарищество Христиани и Нельсон».

Задний створный маяк «Кронштадтский»

Задний створный маяк «Кронштадтский». Высота 53,2 метра.

Та же фирма годом раньше возвела у Кронштадта 20-метровый Передний створ Санкт-Петербургского Морского канала, ставший после наводнения 1924 года своеобразной местной «пизанской башней», или попросту, называемым в народе — «пьяным маяком».

Маяки Кронштадта: экскурсия

Передний створный маяк Морского канала СПб, 1914 года постройки. Действующий. Подробнее…

Огромной популярностью, любовью горожан и туристов пользуется ныне восстановленный Задний створный маяк Большого Кронштадтского рейда, который зажёг свой огонь на Западной Усть-Рогатке ещё в двадцатых годах прошлого века.

Деревянный маяк

Задний створный маяк БКР. Подробнее…

22 октября этого года отметят своё 160-летие Кронштадтские (Николаевские) створные маяки, стоящие на Кроншлоте. Первоначально они были сделаны из дерева, пока в 1891 году известная петербургская фирма «Ф. Сан-Галли» не возвела на их месте новые- из металла. Так они и стоят.

Маяки Кронштадта: экскурсии

Створные маяки «Кронштадтские».Подробнее…

Однако самым старым действующим маяком на территории Кронштадта можно считать Светящий знак Военного угла № 1, учрежденный в 1852 году. Его обошли стороной солидные исследования по истории маячного дела России и поэтому он до сих пор хранит много тайн. Он не так мощно выглядит, как более поздние кронштадтские маяки, хотя все-таки довольно элегантен.

Маяк Фридрихштадтский

Его изображения, чаще фантазийные, художественные, присутствуют на многих английских, французских, немецких рисунках и гравюрах Кронштадта периода Крымской (Восточной) войны 1853-1856 годов. Фактически, изначально он представлял собой фонарь, поднимаемый на мачте Бастиона №1 — крайней юго-восточной точке острова Котлин. При знаке находился колокол (рында), в который при тумане били четыре раза в час.

В течение 1862-1863 годов на Бастионе № 1 возвели металлический маяк на шести чугунных столбах. Шестигранную каркасную конструкцию высотой 12 метров, с ажурным ограждением верхней площадки и ведущей наверх винтовой лестницей, окрасили в серый цвет, фонарное сооружение — в тёмно-жёлтый.

В 1923 году маяк капитально отремонтировали, покрасив всю конструкцию в красный цвет, а свето-оптический аппарат установили без фонарного сооружения. В таком виде маяк и дошёл до нашего времени. Светит он на 3 мили.

Как и полтора века назад маяк этот показывает одно: он обозначает юго-восточный угол Военной гавани, как навигационную опасность для мореплавателей, и, кроме того, он всегда служил ориентиром для движения между Кронштадтом и портом Ораниенбаум (Ломоносов), как летом по морю, так и зимой по ледовым дорогам, встречая первым моряков и путников.

Маяк Фридрихштадтский чертёж

Фридрихштадтский маяк. 1863 г. (РГА ВМФ)

В 1852-1884 годах маяк назывался весьма необычно: «Фридрихштадтский маяк».

Такое имя — «Фридрихштадт» — в 1720-1736 годах носил парусный 96-пушечный линейный корабль, названный так, в свою очередь, в память блестящей победы в 1713 году русских войск над шведами близ одноименного немецкого города в Голштинии.

В 1736 году корабль разобрали в Кронштадте. И, вполне возможно, что происходила эта разборка в Военной гавани, недалеко от Бастиона № 1. Это всего лишь версия. Но факт остаётся фактом: на картах Кронштадта последней четверти XVIII века — первой четверти XIX века этот бастион — «Бастион N9 1» обозначен, как «Фридрихштадтский бастион».

С 1884 года по 1938 год-маяк носил название «Кронштадтский», в 1938-1950 годах — «Маяк на Военном углу», передав впоследствии это название, ставшее отныне неофициальным, самому высокому маяку Кронштадта.

Старший научный сотрудник Музея истории Кронштадта — Евгений КОБЧИКОВ

Меню