Створный маяк Морского канала Санкт-Петербурга

С развитием парового флота, естественные фарватеры Санкт-Петербурга, оказались мелки для крупных глубокосидящих пароходов. Возникла необходимость в глубоководном фарватере и новых навигационных знаках.
Передний створный маяк Морского канала

Передний створный маяк Морского канала СПб.

Содержание

Расположение створных маяков на карте Кронштадта

Створный маяк Морского канала на карте

История створного маяка Морского канала Санкт-Петербурга

В первые десятилетия после основания Петербурга наиболее оживленными пунктами морской торговли были: Стрелка Васильевского острова при разветвлении Невы на два рукава — Большую и Малую Неву и левый берег Невы выше разветвления, где река образует крутое колено, поворачивая с юга на запад. Здесь были построены склады, амбары и пристани. Позже порт перенесли в юго-западную часть города, в районы Гутуевского, Вольного, Турухтанных островов.

Морские суда подходили к пристаням по естественным фарватерам. Однако во второй половине XIX века, с развитием парового флота фарватеры оказались мелки для крупных глубокосидящих пароходов, и грузы приходилось перегружать в Кронштадте на мелкосидящие суда. Естественно, это приводило к большой потере времени и удорожанию стоимости товаров. Поэтому в 1874 — 1875 годах от внешнего рейда Кронштадта до морского порта был сооружен искусственный глубокий фарватер — Морской канал протяженностью 32 км.
Открытие канала состоялось 14 мая 1885 года в присутствии императора Александра III.

Вначале он ограждался створными знаками из деревянных треугольных щитов с белыми огнями, а в 1914 году на оси фарватера были сооружены два классных маяка: Передний и в 1,1 мили от него Задний. Передний маяк (восточный) расположен на северной оконечности Ораниенбаумской отмели и представляет собой восьмигранную башню высотой 21,8 метр с белой вертикальной полосой, а Задний (западный) — восьмигранную башню высотой 42,8 метра с черными и белыми горизонтальными полосами. Оба маяка работают автоматически, обозначая створ 111,8 — 291,8 градуса. Передний маяк светит белым проблесковым огнем на 12 миль, Задний — белым постоянным огнем на 13 миль.

Во время Первой мировой войны в Морском канале затонуло около тысячи различных судов, судоходство по нему прекратилось, маяки бездействовали. В 1918—1923 годах канал был полностью очищен и восстановлен, вновь зажгли свои огни и маяки.
Во время Великой Отечественной войны гитлеровцы подвергли Морской канал и маяки бомбежкам и артобстрелам. Оборону их осуществляла Ленинградская военно-морская база. После войны канал и маяки восстановили и реконструировали.

Ежегодно по Морскому каналу, руководствуясь огнями створа, проходит до 8 тысяч судов. Маяки находятся в ведении Морского торгового порта.

В сезон открытой воды, Створный маяк Морского канала Санкт-Петербурга, можно увидеть с воды в рамках экскурсии Маяки Кронштадта.

Фотографии cтворного маяка Морского канала Санкт-Петербурга

Меню