История маяка «Кронштадтский» (быв. «Николаевский» маяк)

В Крымскую войну 1853 — 1856 гг. в качестве оборонительной меры против кораблей английского флота, которые находились в Балтийском море, на Большом Кронштадтским рейде были забиты сваи. После войны эти сваи оставались под водой и представляли навигационную опасность для кораблей идущих на Большой рейд. Для того, чтобы обезопасить вход кораблей на рейд, капитан корпуса флотских […]

Нет, пожалуй, таких сооружений, созданных человеком, как маяки, которые имеют столько легенд и славных историй. Иногда легенды преобладают над историческими фактами, но, это не мешает морякам уважать маяки — эти путеводные звезды, предостерегающие от опасностей.

В Крымскую войну 1853 — 1856 гг. в качестве оборонительной меры против кораблей английского флота, которые находились в Балтийском море, на Большом Кронштадтским рейде были забиты сваи. После войны эти сваи оставались под водой и представляли навигационную опасность для кораблей идущих на Большой рейд.

Для того, чтобы обезопасить вход кораблей на рейд, капитан корпуса флотских штурманов Рычков в 1856 году предложил установить створ маяков, которые должны были указывать судоходный фарватер. Задний маяк створа предлагалось построить на северо-восточном углу гавани, а передний — на юго-западном углу Кроншлота. Это предложение одобрило общее собрание штурманов Кронштадта. Но когда началось проектирование, Гидрографический департамент изменил места маяков. Оба маяка были построены на Кроншлоте. Задний маяк — на южной оконечности острова, а передний в 183 метрах от заднего, на каменистой отмели западного бастиона. Маяки были деревянные. На заднем в фонарном сооружении установили оптический аппарат, на переднем — отражатель с масляной лампой.
22 октября 1857 года, ровно 125 лет назад, маяки начали нести свою службу, обеспечивая проход кораблям на Большой Кронштадтский рейд.

Однако скоро выяснилось, что створ имеет недостатки, передний маяк был очень низким и ближайшие к нему суда, стоявшие на якоре, заслоняли его.

В 1862 году передний маяк разобрали, а его красный огонь перенесли на задний маяк и разместили ниже белого огня, расположенного на этом маяке. Но эта мера не улучшила, а наоборот ухудшила обеспечение входа на Большой рейд. Мореплаватели настаивали на восстановлении прежнего створа. Учитывая эти пожелания, Гидрографический департамент заказал в Париже чугунную башню с фонарным сооружением и оптическим аппаратом. Новая башня была установлена на месте упраздненного переднего маяка, и 12 мая 1865 года створ маяков опять начал действовать.

Назвали маяк по месту расположения — Николаевский.

В спустя несколько лет, официальным указом императора Александра II от 13 июня 1864 года, створные маяки были переименованы в Кронштадтские, хотя их до конца XIX века продолжали по старой памяти именовать Николаевскими.

В 1891 году деревянная башня заднего маяка была заменена на круглую, железную, изготовленную на заводе Сан-Гали в Петербурге. На маяке горели красный и белый постоянные огни. На переднем маяке установили первоклассный оптичёскйй аппарат, который действовал постоянным красным огнем.

Несмотря на капитальное переоборудование маяков, створ их все же не удовлетворял требованиям безопасности мореплавания. Расстояние между маяками было небольшое, поэтому, так называемая, «чувствительность» створа была плохой. Для увеличения «чувствительности» створа нужно было задний маяк строить на новом месте.

В 1913 году для него выбрали место на мелкой акватории у восточного угла Военной гавани в Кронштадте. Подряд на строительство маяка был отдан датской фирме «Товарищество Христиани и Нельсон». Гидрографический департамент ранее уже давал этой фирме подряд на строительство маяков. Фирма в 1905 году построила Ожарский маяк на Буге и в 1914 году два створных маяка на Морском канале. 19 июня 1915 года на совещании при управлении Морской строительной части с участием представителя Главного Гидрографического управления был утвержден проект маяка. После этого фирма приступила к строительству фундамента, под который было забито 114 деревянных свай.

В октябре 1915 года восьмигранная железобетонная башня высотой 53,8 м была построена, и на маяке зажегся огонь. Он начал действовать как задний Кронштадтский маяк. Функции переднего перешли к бывшему заднему маяку, установленному на южной оконечности острова Кроншлот. В таком виде створ маяков дошел до наших дней.

16 июня 1942 года во время отражения налета фашистских самолетов с зенитной батареи, расположенной вблизи заднего маяка, в фонарное сооружение попал снаряд, повредивший светооптической аппарат. После войны маяки были отремонтированы, и сейчас створ Кронштадтских маяков продолжает свою вахту.

Перед Крымской войной, на подходах к Кронштадтскому рейду, установили огромное количество подводных навигационных препятствий. Свайно-ряжевые преграды, в совокупности с минно-артиллерийскими позициями, обеспечивали надёжную защиту Санкт-Петербурга с моря.

Обратите внимание на расширенную экскурсию с осмотром Кронштадтских маяков. В маршрут экскурсии включены наиболее интересные маяки рейда Кронштадта.

ЗаписьЗаказатьМеню